Нелестные слова театральных критиков и простых зрителей о спектакле "Парочка подержанных идеалов" почему-то вызывают у меня личную обиду. Не исключено, что это в какой-то мере связано с близкими отношениями, связывающими меня с БДТ им. Товстоногова, но все же это не единственная причина.
Я прекрасно знаю, какое количество трудов было потрачено на то, чтобы спектакль предстал перед зрителем в таком виде, в каком он есть сейчас. Знаю, с какой невероятной силой старались работать, "выложиться по полной" абсолютно все актеры. Знаю, наконец, какие ощущения испытывают актеры (да и режиссер, и художники по свету-звуку-костюму - все), когда то, над чем столько времени трудились, раскритиковывается вдрызг.
Я не спорю, что этот спектакль слишком серьезен и может кому-то показаться скучным (реплики вроде "Скукота какая!", "что за ерунда" и т.п. постоянно раздавались в зале позади меня). Но извините, дорогие граждане, БДТ никогда и не был особо увеселительным учреждением. За этим можно сходить в Мюзик-Холл или Балтийский Дом. Досадно то, что нынешний зритель в большинстве своем ходит в театр, кино, филармонию исключительно для того, чтобы "поржать и оторваться". Но что ж - этого уже не изменить. Радует то, что N-ное количество зрителей оставалось на второе действие, и те, кто оставались, в основном к концу спектакля были довольны происходящим на сцене.
Что до моего мнения насчет спектакля -оно очень хорошее. Многие говорили, что ничего не поняли - я же поняла всё. Не исключаю, что поняла неправильно, но поняла. И идеи, мысли о которых говорится у Ибсена ("Парочка подержанных идеалов" = (приблизительно)пьеса Хенрика Ибсена "Росмерсхольм"), на мой взгляд, и сейчас очень актуальны. Привела в восторг игра актеров второго плана (С.Лосев, Ф.Лавров, А.Фалилеев, Е.Перцева), а актеры, исполняющие роли главных героев... Что ж, их ругать тоже не за что. Они действительно не смогли передать всей глубины ибсеновской мысли, но не из-за отсутствия таланта или старания, а исключительно в силу собственного возраста. Они оба младше своих персонажей на добрые пятнадцать лет, и поэтому с трудом верится, что Росмер (Р. Барабанов) успел уже отречься от церковного сана, потерять жену и в корне поменять свое мировоззрение - ведь прекрасно заметно, что актеру не больше тридцати лет (хотя по тексту ему 43), да и Ребекка Вест (Д.Дружина) не похожа на тридцателетнюю женщину с большим жизненным опытом. К тому же, человек в сорок-тридцать лет тогда, когда был написан "Росмерсхольм" (в конце 19 века) и сейчас - совершенно разные понятия. Учитывая этот ньюанс и делая скидку на возраст, главные герои тоже были изображены очень и очень неплохо. Приятно удивили очень интересные декорации - они одновременно были и домом Росмера, и садом, и берегом фьорда. Подобного я еще не видела. Костюмы тоже были хороши, без особенных излишеств, но при этом передающие атмосферу того времени. Также порадовала музыка - смысловая нагрука на нее была немалая, и она справилась с поставленной задачей. В то же время навязчивым музыкальное сопровождение совсем не было. И, конечно, огромное спасибо режиссеру (Г. Дитятковский) - он, как всегда, великолепен.